Особенности использования программ для записи треков в домашних условиях

Программы для записи песен дома

Здравствуйте, друзья!

 

Сегодня мы продолжим разговор о записи в домашних условиях. В прошлой статье мы поговорили об общих особенностях записи песен дома и об оборудовании, которое необходимо для домашней студии, сегодня же – мы поговорим о программах для записи и о процессе работы в целом. Итак, помчали по волнам цифрового океана!

 

Перво-наперво, предлагаю разобраться с технологиями, которые нам помогут в реализации нашей задумки.

Первое и основное – виртуальная студия звукозаписи (DAW), это программа, в которой мы осуществляем запись и редактирование нашей музыки.

Преимущества таких программ для звукозаписи как виртуальные музыкальные студии в том, что мы можем использовать как живые инструменты (гитары, фортепиано, голос) так и виртуальные.

Виртуальные инструменты реализованы с помощью VST-технологии, которая была разработана и развита преимущественно силами компании Steinberg специально для профессиональной записи музыки.

Что из себя представляет виртуальный инструмент? Грубо говоря - это подключаемая к виртуальной студии звукозаписи на уровне плагина небольшая программа - модуль с интерфейсом и функциями синтезатора, либо эффекта обработки.

Эффекты обработки обрабатывают готовый сигнал, то есть применяют к нему какой-либо эффект – реверберацию, компрессию, дилей, хорус и т.д.

Синтезаторы же создают звук. По способу создания звука VST-синтезаторы делятся на два типа – это генераторы и сэмплеры.

Генераторы непосредственно генерируют звук по заданным параметрам – тип и длина волны, частота колебаний и т.д.

Сэмплеры же используют сэмплы, то есть записанные фрагменты какого-либо звука, это может быть, как звук инструмента, так и любой другой звук. Сэмплер может изменять высоту этого звукового фрагмента, таким образом позволяя составлять мелодические части. На практике – это открывает огромные возможности и поле для экспериментов.

VST-инструменты могут использоваться для записи песен как в связке с миди клавиатурой, так и без неё, и, раз уж затронули эту тему, то ещё одна технология – MIDI.

Тема эта очень глубокая и для занятия непосредственно музыкой детального изучения не требует, но, чтобы хоть как-то осветить эту тему, скажу, что при игре на настоящем музыкальном инструменте у извлекаемого звука есть много параметров, которые на него влияют, как то – скорость, а значит и сила нажатия клавиши пианино, время, которое мы держим эту клавишу, непосредственно высота ноты и многое другое, при игре в живую – это всё контролирует наше сознание и тело, плюс – мы помним, как это должно звучать, а в компьютере, в том числе на домашнем, при использовании программ для записи музыки и VST-инструментов все эти параметры контролируются именно midi-командами, то есть благодаря midi-технологии у нас есть возможность передавать нюансы игры на виртуальных инструментах. Немного сложновато и на самом деле это больше из разряда компьютерной архитектуры… Нам, как музыкантам, достаточно знать, что компьютерные программы для записи треков позволяют нам играть на виртуальном инструменте так же, как и на настоящем и это благодаря midi-технологии.

Также скажу, что VST-инструменты могут использоваться как для непосредственной игры в реальном времени, так и могут быть запрограммированы.

Основные технологии рассмотрели, теперь перейдём к процессу работы над записью музыки в домашних условиях с помощью необходимых программ в целом.

Условно, можно выделить 4 основных этапа записи песен:

  • Подготовка материала;
  • Запись;
  • Сведение;
  • Мастеринг.

Рассмотрим каждый подробнее.

Этапы записи песен, которые обязательны как для записи музыки на студии, так и дома

этапы записи музыки

1.Подготовка материала.

Это первый этап и, пожалуй, наиболее важный из всех. Сюда входит: сочинение партий для музыкальных инструментов, аранжировка, отыгрывание этих партий - в общем, всё, что касается непосредственно исполнения музыки.

Почему это так важно?

Это важно, потому что на записи трека все промахи и косяки исполнения слышны очень хорошо, поэтому, прежде чем записывать своё творение – необходимо очень хорошо проработать все аспекты написанной музыкальной композиции. Партии должны быть гармоничны между собой, инструменты не должны композиционно перекрывать друг друга всё должно быть продуманно до мельчайших подробностей и сыграно на столько хорошо, на сколько это позволяет навык исполнителя. Только после этого можно приступать к записи.

Итак – мы подготовились, знаем свои партии на зубок и готовы их с помощью специальных программ записать. Инструменты и оборудование готово, что дальше? А дальше - начинается работа с главной нашей программой по записи песен дома - виртуальной музыкальной студией. Сейчас таких студий довольно много, можно попробовать несколько и выбрать ту студию, которая вам подходит более всего, главное – чтобы студия, которую вы выбрали удовлетворяла вашим требованиям и вам было удобно и комфортно в ней работать.

В последней части статьи я приведу пример нескольких виртуальных студий звукозаписи, с которыми сталкивался и вкратце опишу их основные различия и особенности. Сразу хочу сказать, что в вопросе создания музыки, главное – не средства, а результат, в том смысле, что не имеет абсолютно никакого значения – в какой виртуальной музыкальной студии и с какими плагинами вы работаете, если на выходе у вас получается хорошая музыка.

2. Запись трека

После того, как материал сочинён, а исполнение отточено – наступает процесс записи музыки дома в уютной атмосфере и за чашечкой кофе. Ну, не мечта ли?)

Чисто технически – всё просто – открываем виртуальную музыкальную студию, создаём проект, подключаем оборудование, выставляем метроном ииии… запись! Нажимаем кнопку и играем.

Но, как всегда тут есть парочка нюансов, как, то – надо знать, как записывать тот или иной инструмент, надо отслеживать уровень записи, чтобы не было перегрузов и опять же – необходима чистота исполнения.

Пожалуй, больше о самом процессе записи и не скажешь.

Тут основным моментом является оборудование, которое используется для записи.

В профессиональных студиях есть возможность выбирать – с помощью какого оборудования производить запись трека, например, при записи гитары на студии мы можем выбирать гитару, кабинет и микрофон. Это как минимум. Соответственно на студии мы можем сделать на каждом из возможных вариантов сочетания оборудования по дублю и, смешав результаты между собой, получить ни на что не похожий тембр.

В домашних условиях выбор оборудования для записи музыки скорее всего не так велик, поэтому основное внимание следует уделять подготовке материала, то есть качеству исполнения и процессу сведения, то есть пост-обработке. Стоит оговориться, что сейчас ситуацию с оборудованием спасает очень стремительно развивающееся программное обеспечение (опять же VST) для звукозаписи, которое эмулирует работу того или иного оборудование, что даёт определённые возможности и расширяет рамки, в которых мы можем выбирать и творить.

Автору известен не один исполнитель, выпустивший альбом, который использует для записи преимущественно программные эмуляторы, при этом результат – на достаточно высоком уровне. Если интересно, кто они – спрашивайте в комментариях, обязательно отвечу!

3.Следующим этапом будет сведение композиции.

Представим, что мы записываем музыкальное произведение, в котором присутствуют следующие инструменты: барабаны, бас-гитара, ритм и соло гитары, клавиши и голос.

В виртуальной музыкальной студии запись осуществляется таким образом, что каждый инструмент записывается на отдельную звуковую дорожку, так называемая многоканальная запись, это даёт возможность работать с каждым записанным инструментом отдельно.

По большому счёту, сведение – это процесс обработки каждой партии таким образом, чтобы вся композиция в целом звучала хорошо, то есть цельно, чтобы каждый инструмент в миксе (общее звучание всех инструментов) был хорошо слышен и был читаем. Это достигается несколькими способами.

Сведение начинается с выравнивания громкости каждого музыкального инструмента. Всё это делается на слух. Начинается с бас-бочки барабана, затем – малый барабан, затем тарелки и тома. Также – в микс иногда подмешивают звук комнаты, в которой записывались барабаны, и оверхеды – микрофон, который записывает звук преимущественно тарелок. Затем бас-гитара, ритм и соло гитары, клавиши и вокал.

Когда уровни громкости настроены и каждый инструмент хорошо слышен настраивают панораму, то есть разводят инструменты в области между правым и левым каналом, создают стереобазу. Бочка, малый барабан, бас-гитара, вокал в большинстве случаев ставят на центр, а тарелки, тома, гитары и клавиши разводят в стороны.

Уровень громкости и панорама в большинстве случаев регулируется стандартными средствами виртуальной студии.

После того, как громкость и панорама настроены каждый музыкальный инструмент обрабатывают эквалайзером. Что такое эквалайзер?

Эквалайзер - это эффект, который повышает или понижает уровень громкости отдельных частот в звуковом файле. Например – бас-бочка барабана в основном даёт нижние частоты, басы, а тарелки – высокие частоты. Процесс настройки эквалайзеров называется эквализация. Очень тонкий процесс.

Тембр каждого инструмента звучит в определённых частотах, какие-то частоты в отдельном инструменте являются выгодными, то есть звучат лучше и красочнее передают характер инструмента, другие же частоты, наоборот – делают звучание инструмента мутным. Это всё познаётся путём личного опыта, но отдельные закономерности есть, но это больше из разряда общих сведений о тембрах различных инструментов.

Так же, есть ещё один момент, а именно – если взять бас-бочку и тарелки, то они по частотам друг другу не мешают, так как основной тембр у бочки – это низкие частоты, а у тарелок – высокие, но, если рассматривать бас-бочку и бас-гитару, то основные частоты тембра будут находиться примерно в одной области, в области низких частот, в таком случае – эквализация производится таким образов, чтобы они друг друга не перекрывали, то есть в области низких частот отдельные частоты, например бас-бочки - понижаются, а в бас-гитаре - эти частоты повышаются.

Такие дела. Эквализация может производиться стандартными средствами программы звукозаписи (виртуальной студии), но также – есть очень много отдельных программ - VST-эквалайзеров.

VST-эквалайзеры имеют множество преимуществ, например – в Cubase – стандартный эквалайзер обладает 4 точками для регулирования частот, в то время как дополнительные эквалайзеры обладают до 10 точек и более, за счёт этого – настройка становится точнее. Так же – многие эквалайзеры обладают возможностью включать эмуляцию оборудования, так называемую сатурацию. Что это даёт? Это даёт эффект работы аналогового оборудования, то есть создаётся впечатление, что мы обрабатываем звук не цифровым-программой-эквалайзером, а железным, аналоговым музыкальным оборудованием, как говорится – появляется эффект тёплого лампового звука. И всех этих эффектов можно добиться в домашних условиях при записи песен без особого труда! Программы для звукозаписи, порой, действительно творят чудеса.

Далее идут компрессоры. Что такое компрессия? Это эффект, который делает звучание более ровным, то есть – увеличивает громкость тихих звуков в записи, не перегружая громкие звуки. Компрессором надо пользоваться очень аккуратно. Подключаемых VST-компрессоров очень много, так что есть из чего выбирать.

После того, как реализована компрессия приходит очередь пространственных эффектов, таких как ревербераторы и дилеи.

Реверберация – это эффект, создающий ощущение пространства, например - эффект звучания инструмента в маленькой комнате, либо же в церкви, ощущения и звук бесспорно разные.

Дилей – эффект эха, тоже создаёт ощущение пространства.

Эти эффекты – самая большая и заманчивая ошибка новичков при сведении записанного дома трека. Дело в том, что очень легко переборщить с этими эффектами, что очень плохо скажется на звучании инструмента, ведь с увеличением отражений и эха (за счёт этих параметров создаётся эффект пространства) увеличивается и мутность звучания, а значит – уменьшается читаемость, так что – надо быть очень осторожным.

VST-ревербераторов, как и VST-дилеев очень много, выбирать можно очень долго.

В принципе, это все основные инструменты, которые используются при сведении. Можно обрабатывать звучание музыкальных инструментов и дальше, так как это дело ограниченно только вашей фантазией и временем, а также тем, что вы хотите получить на выходе.

Эффектов, помимо описанных мной – очень много, и поэтому простор для творчества – очень большой. Так же, скажу, что порядок обработки музыкальных инструментов – дело не принципиальное, если вам будет удобен иной порядок, то дело ваше, главное – чтобы было удобно работать и на выходе была хорошая и максимально-качественная музыка.

В плане тех плагинов, которые выбрать и которые лучше – здесь дело обстоит так же, как и с виртуальной студией звукозаписи, то есть со временем – у вас появится набор плагинов, которые удобны именно вам, и вы будете пользоваться в основном ими. В дальнейших статьях, которые затронут каждую тему более подробно мы рассмотрим несколько VST-плагинов.

4. Мастеринг.

Когда сведение завершено, и мы довольны тем, что получилось, наступает пора финальной стадии пост-обработки записанного на домашнем компьютере материала – мастеринга.

Если говорить коротко, то это доведение звучания всей композиции целиком. То есть в процессе сведения мы работаем с каждым инструментом отдельно, а при мастеринге мы обрабатываем весь микс целиком.

Что именно мы делаем с треком? Выравниваем громкость с помощью компрессоров, проводим финальную эквализацию, применяем сатурацию, расширяем стереобазу, в общем – доводим наш микс до уровня близкого к желаемому.

Стоит отдельно поговорить о желаемом уровне. Все мы слушаем музыку, что-то нравится, что-то нет. При сведении мы должны ориентироваться на что-то в плане звучания, то есть на какую-то композицию, или несколько композиций, которые близки той, которую мы делаем.

Приведу пример, предположим, что нам нравится, как звучит гитара на студийных записях группы AC/DC, а у группы Dream Theater нам нравится звучание баса и барабанов. На них и будем ориентироваться при сведении нашей композиции. То есть слушать, сравнивать и пытаться сделать так же с помощью имеющихся у нас средств. Треки, на которые мы ориентируемся называются референсные.

Есть ещё один вариант – не ориентироваться на референсные треки, а сводить на слух. Это тоже вариант, и, возможно, при определённом старании и навыке вы добьётесь результата, которого никто не добивался, то есть откроете что-то новое в звучании каких-либо инструментов, а что? Всё в наших руках...

Виртуальные студии звукозаписи и их краткий обзор

обзор виртуальных музыкальных студий

1. Начнём разговор с Fruity Loops Studio.

Пожалуй, это одна из самых известных виртуальных студий звукозаписи, которой многие успешно пользуются при записи своих треков дома. Основным достоинством данной музыкальной студии, на мой взгляд, является хороший функционал при невероятно дружественном интерфейсе этой программы, который напоминает какую-то весёлую и интересную игрушку, что добавляет удовольствия при использовании данной студии. Плюс – развитие этой великолепной программы для записи музыки всегда шло каким-то своим путём и там всегда были оригинальные плагины и инструменты, что тоже приятно.

Основа интерфейса Fruity Loops Studio - это две рабочие области: первая – это область редактирования паттерна, а вторая – область конструктора трека. Очень удобно для «луповой» музыки, то есть для музыки, которая построена на многочисленных циклических повторениях – лупах, примером такой музыки является хип-хоп и многие виды электронной музыки.

В ранних версиях этой программы для звукозаписи была несколько зажата в области записи живых инструментов, что, несомненно, наложило отпечаток на ход развития этой виртуальной музыкальной студии, поэтому Fruity Loops является преимущественно студией для работы с электронной музыкой, что не исключает использования этой студии звукозаписи для работы с живыми инструментами, в том числе в домашних условиях.

На момент написания настоящей статьи на официальном сайте была предоставлена 11 версия FL Studio.

2. REAPER.

На данный момент - одна из самых быстроразвивающихся виртуальных студий звукозаписи. По функционалу эта программа ближе к студиям более профессионального уровня, а по оформлению интерфейса – к FL, что очень приятно и позволяет использовать данную программу самостоятельно для записи музыки дома.

Если FL Studio немного зажат в отдельных вопросах, то REAPER – полностью раскрывает потенциал современных технологий в области музыкального софта. В REAPER очень хорошо реализована возможность работы с библиотеками сэмплов и их редактированием без изменения исходного файла, что невероятно удобно.

На момент написания статьи – доступна версия 4.59 данной музыкальной виртуальной студии.

3. Ableton Live.

Это виртуальная музыкальная студия, основной особенностью которой является возможность работы в двух режимах – как виртуальная студия и как инструмент для диджеинга в реальном времени, то есть непосредственно для исполнения музыки.

Реализована эта возможность через принцип лупов, то есть повторений определённых сэмплов, либо музыкальных фрагментов, созданных с помощью VST-инструментов. Сказать по правде – пристального ознакомления с данной программой для звукозаписи у меня не было, так как не было потребности в функциональных особенностях этой виртуальной студии, но определённо можно сказать одно – это студия звукозаписи профессионального уровня для работы с музыкой как в реальном времени, так и для пост-обработки и записи.

На момент написания статьи, последняя версия – Ableton Live 9.

4. Далее - рассмотрим более традиционные, в плане функционала, студии, коими являются Steinberg Cubase, Avid Pro Tools и Logic Pro.

Это три виртуальные студии, которые используются на профессиональных студиях звукозаписи, соответственно уровень по функциональным возможностям – самый высокий и для домашнего использования при записи треков они могут не всем подойти.

Описывать подробности работы в любой из этих студий на данном этапе нет никакого смысла, так как о каждой из этих студий написано по десятку книг. Скажу лишь то, что Pro Tools устанавливается под Windows только при наличии карточки хотя бы начального профессионального уровня и по умолчанию не поддерживает технологию VST.

Logic Pro – работает только на Mac-системах.

Cubase – лишён этих ограничений. Не сочтите за рекламу, но в дальнейшем, всё, что будет говориться относительно виртуальных студий - будет относиться именно к Cubase.

Вот собственно краткий обзор виртуальных студий звукозаписи.

Хочется добавить, что принципы работы примерно одинаковы во всех студиях, за редким исключением, а также то, что попробовав разные студии и определив ту, которая вам подходит – советую уже не переключаться на другие, так как в каждой из описанных студий можно реализовать с одинаково-высоким качеством любую задачу, надо просто знать, как это делать, а узнать это можно только путём изучения студии, а не поиском лёгкого решения.

Как вы видите, программы для записи песен дают нам колоссальные возможности для реализации в домашних условиях любых наших творческих замыслов.

Но стоит всегда помнить об одном – качество и будущий успех вашей музыки на 99% зависит от вашей ответственности, трудолюбия и, как следствия, мастерства во владении музыкальным инструментом. Программы – лишь инструмент для воплощения ваших идей, а всё остальное – в ваших руках.

Всем успехов и творческих свершений, трудитесь и всё получится!

 _______________________________________

Администрация сайта musicantam.com
выражает благодарность Илье Дорохину,
являющемуся автором данной статьи.


Другие уроки раздела:

Урок №1: Общие правила записи песен в домашних условиях

 

Урок №3: Подготовка материала для записи инструментов

 

Урок №4: Приступаем к записи!

Комментарии: 6
  • #6

    Natali (Вторник, 16 Июнь 2015 21:02)

    Илья! Спасибо огромное за статью!! Просто МЕГА логично, точно и лаконично!!

  • #5

    Сеня (Вторник, 11 Февраль 2014 19:46)

    В этом я не сомневаюсь,как и в результате!!!

  • #4

    Илья (Вторник, 11 Февраль 2014 19:45)

    Сеня, спасибо, Дружище!!! Стараюсь!!! А дальше - буду стараться ещё больше!!! 8)

  • #3

    Сеня (Вторник, 11 Февраль 2014 19:42)

    Статья ураган просто,все по существу сказано,маслом на хлеб намазано!мотай на ус эту ин-фу!!!Респект тебе Илюха Дорохин!!!Ждем новых статей брат!!!от души

  • #2

    Илья (Воскресенье, 09 Февраль 2014 09:30)

    Спасибо! Успехов в записи! 8)

  • #1

    Biker (Воскресенье, 09 Февраль 2014 08:07)

    Отличная статья! Как раз собирался записываться! Автору респект!