Урок 4. Приступаем к записи песни

Примечание: если у Вас не открываются увеличенные варианты изображений из данной статьи, то Вы можете их скачать по ссылке.

 

Каждую аудиозапись из данной статьи Вы так же можете скачать. Ссылки на скачивание расположены под каждой записью.

Теперь мы, наконец-то, подошли к самом интересному - к процессу непосредственной записи нашей песни, с чем Вас и поздравляю!=)

 

Приступим!

 

Как многие знают – основа любой композиции – это ритм-секция, а именно – барабаны и бас-гитара.

 

Приступим к созданию партии ударных инструментов.

 

Для начала необходимо записать под метроном придуманную партию гитары, чтобы в дальнейшем прописать барабаны, композиционно сравниваясь с партией гитары.

 

Создали проект, перед нами стандартное окно проекта Cubase:

Вникать во все подробности интерфейса студии не станем, по крайней мере, сейчас, и сразу начнём работу.

 

Выставляем скорость метронома, это очень важно, так как линейка, которой привязывается длительность нот, а в дальнейшем нам это понадобиться, напрямую зависит от темпа, то есть - от скорости метронома.

 

Это делается вот тут:

Сперва, нажимаем кнопочку «tempo», чтобы она потухла:

А затем выставляем скорость, у меня это 100 bpm:

Так же – рядышком кнопка включения и выключения самого метронома:

И, так называемый пре-каунт:

Пре-каунт – это функция, которая отсчитывает метрономом 2 такта перед началом записи.

 

У меня обе кнопки нажаты.

 

Создаём аудиодорожку, на которую будем производить запись нашей гитары:

Подключаем гитару к звуковой карте.

 

Чтобы мы слышали обработанный сигнал нашей гитары, необходимо назначить на канал гитары эффекты обработки, для этого - производим ряд следующих манипуляций:

Включаем мониторинг:

Сейчас у нас на канал гитары назначены плагины, которые я настроил следующим образом:

Плагины открываются нажатием вот этих кнопок:

Пробуем, если нравится тембр нашей гитары – начинаем запись.

 

По умолчанию в пятом кубике горячая кнопка записи - звёздочка на дополнительной клавиатуре, останавливаем запись пробелом.

 

Переместимся в начало нашего трека:

Выделяем трек, на который будем производить запись:

Итак, пишем! =)

 

Вот то, что у нас получилось:

Гитара:


Сейчас не так важно качество исполнения, так как мы пишем гитару только для того, чтобы прописать барабаны, главное – прописать гитару под метроном.

 

Я прописал партию, которую придумал в три захода, чтобы начать запись не с начала – просто перетащите бегунок в нужное место и нажмите кнопку «запись».

 

Чтобы прослушать – выключаем мониторинг, нажимаем пробел. Остановить – так же пробел.

 

Метроном, пока что, можно выключить.

Запись барабанов.

Создаём новую дорожку, но не аудио, как для гитары, а инструментальную:

В окошечке выбираем Addictive Drums:

Необходимо выбрать подходящие звуки барабанов в плагине.

 

Открываем вот здесь:

И выбираем:

Чтобы прослушать звук барабана нужно нажать на картинку с его изображением.

 

Я остановился на таком вот наборе:

При желании и необходимости можно будет поменять тембры барабанов в дальнейшем, при этом, так же есть возможность редактирования и обработки барабанов в самом плагине.

 

Начинаем прописывать партию ударных согласно нашей задумке.

 

Для начала необходимо создать рабочую область, для этого – выбираем карандашик, вот тут:

И рисуем:

Слишком больших размеров рисовать не надо, так как всегда можно увеличить или уменьшить данную область.

Минутка теории.

 

Отдельное слово стоит сказать о длительностях, для людей, хоть как-то знакомых с теорией музыки это проблем не вызовет, для тех же, кто не знаком, скажу, что ноты бывают целыми, половинными, четвёртыми, восьмыми, шестнадцатыми и т.д. Так же есть триоли и ноты с точкой. Думаю, что отдельно ещё будет разговор о муз. теории, сейчас же посоветую выбрать шестнадцатые ноты, это можно сделать вот тут:

Выбрали.

 

 

Миди-редактор.

 

Выбираем опять стрелочку:

Двойным щелчком открываем нашу рабочую область, ту, которую нарисовали для барабанов:

с помощью инструмента карандаш:

можно рисовать партию, думаю, что интуитивно понятно, как это делать и рисуем нашу партию ударных инструментов так, чтобы она хорошо сочеталась с гитарой.

 

Барабаны начинаются с ноты «С1» – это бочка, и дальше вверх.

 

У меня получилось примерно следующая партия:

В процессе постоянно слушаем.

 

У меня партия будет повторяться, поэтому я не стал рисовать всё, а просто скопировал и вставил. Это делается с помощью клавиш ctrl+c - копировать и ctrl+v - вставить.

 

Вот, партия барабанов записана:

Гитара + Барабаны


Запись бас-партии.

 

Так же придумываем партию, создаём аудиодорожку, назначаем плагины и пишем:

Гитара + Барабаны + Бас


 

Запись духовых интструментов.

 

Теперь займёмся трубами. Делать мы их будем в плагине NI Kontakt. Это один из лучших сэмплеров и достоин, бесспорно, отдельного разговора, так как в него заложены огромные возможности и, скорее всего, этому плагину в дальнейшем будет посвящена отдельная статья.

 

Для начала – многого знать не требуется, ведь в рамках этой статьи, нам необходима всего лишь хорошо звучащая труба, играющая написанную нами партию, то есть дополнительных манипуляций с плагином сейчас не требуется.

 

Стоит, однако, рассказать, каков принцип работы этого плагина.

 

Как уже говорилось, NI Kontakt – это сэмплер, то есть он не генерирует звук, а использует записанные фрагменты живых инструментов (сэмплы, от сюда и название - сэмплер). Эти инструменты пишутся на профессиональных студиях, серьёзными звукоинженерами и формируются в библиотеки. На данный момент – есть просто невероятное количество библиотек для Контакта. Затем эти библиотеки подгружаются в плагин и у нас есть возможность использовать звук настоящего инструмента, записанного в хорошей студии. Стоит так же сказать, что сам плагин позволяет производить очень много дополнительных настроек уже готовых библиотек, чтобы придать им естественность звучания, словно это играет живой человек, либо же изменить звук до неузнаваемости. В общем – в трёх словах всего не расскажешь, очень хороший плагин.

 

Но, вернёмся к нашей задаче, а именно – трубы! =)

 

По аналогии с барабанами создаём инструментальную дорожку для NI Kontakt.

 

Открываем контакт:

 

Выбираем библиотеку:

Подбираем тембр трубы:

 

Тут есть один момент.

 

Чтобы сейчас не вникать в подробности настройки NI Kontakt – при переборе инструментов – закрывайте те, которые не подходят, если что – их можно будет загрузить заново. Суть в том, что в Контакте есть возможность работать многоканально, сейчас это ни к чему. Просто делайте так, чтобы в окне контакта был один инструмент:

 

Я остановился на этой:

Так же, как и в партии барабанов прописываем партию трубы.

 

Вот что получилось у меня:

Гитара + Барабана + Бас + Трубы


Запись эффекта.

 

Теперь, очередь атмосферного эффекта, всё обстоит точно так же, как и с трубой, создали дорожку, назначили инструмент, выбрали тембр и прописали партию.

 

Получилось примерно следующее:

Все интсрументы


 

На данный момент у нас прописано всё, кроме голоса. Голос будем писать в последнюю очередь, когда уже будут до ума доведены партии всех остальных инструментов.

 

Торопиться не стоит, так как в процессе прослушивания иногда хочется что-то немного поменять, либо добавить.

 

На данный момент проект песни выглядит примерно так:

 

 

 

Сейчас самое время заняться доводкой всех партий – сделать сбивки в партии барабанов и добавить вставки трубы. То есть, сейчас, когда общее представление о композиции есть – необходимо заняться деталями, то есть работать над финальными партиями инструментов.

 

Этим и займёмся.

 

Чистовая запись.

 

В общем – после окончательной доводки у меня получилась следующая композиция:

 

Итог (без голоса и трамбона)


 

Я прописал две чистовых дорожки гитары и подкорректировал партии остальных инструментов.

 

Теперь – пришла очередь записи голоса.

 

Запись вокала.

 

Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление - мои способности к пению могли бы убить в вас любое желание заниматься творчеством, поэтому – петь в этой песне будет замечательная девушка Мария Бородина, которая любезно согласилась нам помочь. =)

 

Технически, при записи голоса – всё просто - подключаем микрофон, создаём аудиодорожку и пишем.

 

Мы с Марией записали три аудиодорожки, одна – основной текст песни и две дорожки с бэк-вокалом, в нашем проекте выглядит это вот так:

Итог (без трамбона)


 

Именно сейчас в голову пришла гениальная мысль – добавить ещё один духовой инструмент – тромбон, с партией, как у трубы:

 

ИТОГОВАЯ ЗАПИСЬ:

 

Первые два этапа записи песен в домашних условиях пройдены! Поздравляю!!! =)

 

Лирическое отступление.

 

Хочу сказать, что пока читаешь текст – всё кажется просто и не замысловато, но учтите, что на всё это ушло около недели неторопливой работы, учитывая, что партии довольно простые и длительность самой композиции небольшая.

 

Все партии живых инструментов были тщательно мной отрепетированы, прежде чем я записал чистовые варианты, а также – в процессе немного подкорректировал партии виртуальных инструментов и добавил автоматизацию (голубенькие линии), но об этом поговорим, когда будем вместе сводить нашу песню.

 

В общем, надеюсь, что объяснил понятно, а если какие-либо моменты остались неясными, либо что-то не получилось – пишите в комментарии, обязательно отвечу каждому! Так же, если есть предложения или темы, которые Вы хотите обсудить или про которые хотите узнать – предлагайте там же, в комментариях, уверен, что Администрация сайта рассмотрит их, и мы с Вами вместе разберёмся во многих вопросах и сделаем данный сайт ещё лучше и полезней!

 

Успехов! Не бойтесь творить и фантазировать, и всё получится!

 

 _______________________________________

Администрация сайта musicantam.com
выражает благодарность Илье Дорохину,
являющемуся автором данной статьи,
а также Маше Бородиной, которая
стала голосом песни из данного урока.

Другие уроки раздела:

Урок №1: Общие правила записи песен в домашних условиях

 

Урок №2: Программы и плагины, которые нам понадобятся за записи нашей песни

 

Урок №3: Подготовка материала для записи инструментов


Комментарии: 2
  • #2

    Михаил (Вторник, 08 Март 2016 09:36)

    Илья , день добрый ! Всё хорошо и доходчиво рассказано, а вот , как всё это сочинение записать на диск? Не смейтесь , правда, не знаю. Спасибо за ответ. С уважением, Михаил. Москва

  • #1

    Вадим (Четверг, 03 Сентябрь 2015 12:32)

    Огромное спасибо!!) Я чайник и наконец-то я хоть немного понял))